ДОБАВИТЬ БАННЕР

ХМАО-Югра: общество, политика, выборы

пятница, 12 марта 2010 г.

Сечин пообещал ТНК-ВР, что государство не будет проводить «грубой экспроприации» месторождения

Вопрос с отзывом лицензии на Ковыктинское газовое месторождение у российско-британской компании ТНК-ВР должен быть решен с учетом затрат недропользователя, речь не идет о грубой экспроприации, заявил вице-премьер Игорь Сечин во время визита в Нижневартовск. Вице-премьер и губернатор Югры Наталья Комарова прибыли в город в ночь на 11 марта, чтобы, как сообщает пресс-служба главы ХМАО, ознакомиться с организацией производственного процесса на месторождениях ТНК-ВР. В поездке, в которой их сопровождает исполнительный директор компании ТНК-ВР Герман Хан, они посетят Белозерный газоперерабатывающий комбинат, а также примут участие в торжественном мероприятии по сварке первого стыка нефтепровода «Пурпе – Самотлор» вместе с гендиректором «Траснефти» Николаем Токаревым.

История с Ковыктой началась два года назад, когда после того, как британцы вложили в освоение и разработку месторождения свыше полумиллиарда долларов, на него положил глаз главный газовый монополист России и Европы - «Газпром». Дело было еще до кризиса, и месторождение казалось монополисту, имеющему долгосрочные договоры на поставки газа со всеми европейскими странами, крайне привлекательным. В 2007 году ТНК-ВР согласилась продать Ковыкту «Газпрому» под давлением властей, после того, как они запретили британцам поставки газа с этого месторождения на экспорт.

В июне 2007 года ТНК-ВР подписала с «Газпромом» соглашение о продаже ему 62,8% акций компании «РУСИА Петролеум», а также 50% акций Восточно-Сибирской газовой компании - оператора газификации региона. Однако эта сделка до сих пор не закрыта. В декабре 2008 года стало известно, что «Газпром» хочет снизить сумму сделки по покупке Ковыкты, которая первоначально оценивалась в 700-900 млн. долларов, а в начале 2009 года руководство монополиста заявило, что переговоры заморожены. Потом началось падение спроса на газ среди европейских потребителей, а «Газпром» прочно увяз на Ямале и «сел» с деньгами – его прибыль упала на 25%. В итоге, в феврале нынешнего года «Газпром» официально объявил о потере интереса к Ковыкте, после чего на месторождении началась проверка Минприроды.

Как выяснилось, власти уже «неоднократно фиксировали нарушения лицензионного соглашения оператором Ковыктинского месторождения» - дочкой ТНК-ВР «РУСИА Петролеум». Чиновники заявляли, что Роснедра примут решение об отзыве лицензии на Ковыкту до 1 марта, однако вопрос пока так и не решен.

«Какой-то остроты в этом не вижу, недропользователь должен понимать свою ответственность. Но речь не идет о грубой экспроприации, все затраты будут учтены, - передает слова Игоря Сечина РИА «Новости». - Решение в любом случае будет справедливым. Все будут счастливы», - заверил вице-премьер.

А для этого, по словам вице-премьера, необходимо посмотреть саму лицензию, изучить рыночную ситуацию, посчитать затраты недропользователя, а уже потом решать вопрос с лицензией на это месторождение. Расчеты британского главы компании Джонатана Мьюира, что она инвестировала в разработку Ковыкты 664 млн долларов, российских чиновников не устраивают. Дескать, привирают иностранцы…

Так или иначе, но теперь в случае отзыва лицензии у «РУСИА Петролеум» Ковыктинское месторождение, одно из крупнейших в России, с утвержденными запасами более чем в 2 трлн кубометров, скорее всего, не достанется никому, оно поступит в нераспределенный фонд недр России. Правда, в начале марта Мьюир заявил, что ТНК-ВР по-прежнему готова выполнить условия соглашения с «Газпромом» о продаже ему доли в проекте. А чуть позже президент ТНК-ВР и один из ее основных акционеров Герман Хан говорил, что компания все еще рассчитывает сохранить за собой проект или получить за Ковыкту около 1 млрд долларов. Но всем их мечтам, видимо, не суждено сбыться.



--------------------------------------------------------------------------------


В проигрыше только государство

Ситуацию с Ковыктой прокомментировал старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков.

«СП»: - Заплатят британцам полмиллиарда долларов, которые они хотят за Ковыкту?

- Оценка стоимости Ковыктинского месторождения при существующем законодательстве главным образом зависит от решения властей, причем, даже без всякой экспроприации и отзыва лицензии. Дело в том, что для экспорта газа с этого месторождения необходимо воспользоваться инфраструктурой «Газпрома», а для этого ему надо сырье продать. Потому что в России с 2006 года действует закон, по которому газ на экспорт может поставлять только «Газпром» - он обладает монополией. И если он не захочет покупать сырье, а государство не даст разрешения на строительство альтернативных трубопроводов, то стоимость этого месторождения будет близка к нулю.

«СП»: - И что, британцы не знали об этом, когда покупали Ковыкту?

- Лицензия на месторождения приобреталась ТНК-ВР еще во второй половине 90-х годов, когда действовало совсем другое законодательство. Тогда руководство компании предполагало, что можно будет построить экспортный трубопровод. Но потом поменялась политэкономическая, а затем и законодательная ситуация в стране, поэтому теперь затраты на предварительную разработку месторождения и приобретение лицензии у предыдущих собственников государство, теоретически, могло бы компенсировать. А саму лицензию оставить в нераспределенном фонде, потому что в инвестиционном плане «Газпрома» на ближайшие годы затраты на разработку Ковыкты отсутствуют.

«СП»: - А как будет на практике?

- О позиции государства в этом вопросе можно судить по тому, что им занимается Игорь Сечин, которого всегда считали человеком, близким к ТНК-ВР. Он отстаивал позицию компании и в прошлом: последнее обострение истории с лицензией на Ковыкту было в 2004 году, когда не без помощи Сечина компании удалось отбиться от государства. Но при нынешнем законодательстве этот актив стал не нужен никому. ТНК-ВР не заинтересована в месторождении по причине невозможности экспорта сырья и нежелания продавать его по заниженным ценам монополисту, а «Газпрому» оно не нужно по причине отсутствия средств на разработку.

«СП»: - И что мы имеем теперь?

- В итоге мы имеем парадоксальную ситуацию, схожую со Штокманом, когда есть месторождение, запасы газа которого весьма значительны, но он никому не нужен. Похожая ситуация была в середине 90-х годов, но тогда политика правительства сводилась к привлечению иностранных инвесторов, а сейчас, после Сахалинских проектов, которые отобрали у «Шелл», к нам никто не пойдет.

«СП»: - И главный вопрос – кто окажется крайним в этой истории?

- Что касается ТНК-ВР, то она не пострадает: государство отзовет лицензию и, похоже, благодаря усилиям Сечина возместит им расходы. Поэтому, скорее всего, они останутся при нуле. «Газпром» тоже ничего не потерял – это очевидно. В результате пострадает только государство, из-за своей неспособности гарантировать частным инвесторам возврат их инвестиций в будущем, нестабильного законодательства и политэкономической ситуации в стране. А месторождение с его триллионами кубов газа так и останется невостребованным.



--------------------------------------------------------------------------------


Ковыкта британцам сейчас особенно и не нужна. 11 марта официально объявлено о крупнейшей сделке по поглощению ВР американской компании «Дэвон Энерджи», которую она приобрела за 7 млрд долларов, причем исключительно наличными. Соответствующее сообщение распространено сегодня в лондонском Сити, передает ИТАР-ТАСС.

С покупкой «Дэвон Энерджи» ВР получает нефтяные активы в таких важнейших регионах нефтедобычи, как Азербайджан, Бразилия и Мексиканский залив. Как заявил глава ВР Тони Хэйворд, новое приобретение представляет собой «стратегический шаг по укреплению позиций компании на мировом нефтяном рынке».

«Девон Энерджи» занимается как нефтью, так и газом, и особенно велика доля ее газового бизнеса в Канаде. Так что теперь газ Ковыкты в производственных активах ВР заменит канадский и американский сланцевый газ на юге Америки. А газ Ковыкты все равно рано или поздно достанется «Газпрому».

Комментариев нет: